
дальше
Амулет в виде контура руки издревле был популярен в нашей стране. Хамса
("пять" по арабски, пять пальцев на руке) издавна используется как народное
средство для предотвращения неприятностей и привлечения удачи. Хамса может
быть элементом костюма или мебели, она выполняется в виде брелков, кулонов,
настенных изображений, делается из металла, керамики и др. материалов.
Существуют разные виды хамс - с каббалистическим текстом, с узорами,
изображением рыб, магического квадрата с ячейками 4х6. Русское название рыбы
хамса - от того же корня "пять". Хамса - это мелкая рыбка, которая ловится в
сеть с 5 мм ячейкой.
Амулет в виде ладони символизирует ивритску букву "хет"- пятую буква
ивритского алфавита. Хет соответствует цифре 5, и обозначает "хай"- "жизнь".
Отсюда украинское "хай живе". Выражение "подняли хай" означает, что жизнь
кипит.
Приветствие в виде поднятой руки означало в Палестине пожелание жизни -
пять пальцев, хет - 5, хай - жизнь. Римские солдаты заимствовали у
палестинцев это приветствие, а Муссолини его возродил.
Практически во всех культурах присутствуют предметы, именуемые талисманами, оберегами или амулетами, которые наделяются магическими свойствами и призваны ограждать человека от окружающих его злых сил.
С древности амулеты играли заметную роль в верованиях евреев. Зная об этом, раввины неоднократно утверждали, что к мезузе (מזוזה


На иврите амулет называется «камеа» – слово, происходящее от корня «привязывать, присоединять», или от арабского «вешать». Возможно, итальянское слово «камея» происходит от этого корня.
Несмотря на то, что в Торе амулеты – фигурки терафин (תרפין

Раввины также признавали за амулетами способность отводить несчастья. При этом они выделяли два основных вида амулетов: один – кусок пергамента с начертанным отрывком из Торы, или каким-либо другим соответствующим текстом; второй – амулет, изготовленный из корня определённого растения. Впоследствии на пергаменте амулета стали делать надпись, соответствующую его назначению. Например, считалось, что благословение коэнов (Бамидбар 6:24-26) весьма действенно против сглаза; не менее эффективными могли быть в таком
случае имена ангелов, а также Имена Всевышнего. Одни амулеты подобного рода изготавливались из серебра, другие – из пергамента. В Талмуде утверждается, что амулет, излечивший от трёх болезней, может быть даже выставлен в общественном месте в шаббат, что, как правило, не разрешалось (Шаббат 61а). Считалось, что амулет будет тем действеннее, чем более благочестив его владелец.
На протяжении веков среди евреев велись споры о допустимости и эффективности применения амулетов. Одни раввины разрешали талисманы, другие яростно возражали, видя в них проявление язычества. Например, Рамбам высмеивал «глупость изготовителей амулетов» и предупреждал о недопустимости использования свитков Торы и тфиллина как средства против болезней (Море невухим 1:61). С другой стороны, Рамбан разрешал использовать амулеты. В Средние века амулеты, а также комбинирование букв имён Бога и ангелов стали неотъемлемой частью «практической каббалы», т.е. еврейской магии, распространившейся от Испании до Восточной Европы, и от Цфата по всей Палестине. Чаще всего эти амулеты использовались для защиты беременных женщин от выкидышей и от Лилит , для защиты женщин во время родов, для излечения болезней, предупреждения несчастий. Особенно эффективными считались амулеты в так называемые «переходные периоды», когда человек особенно незащищён от злых сил.
В еврейских общинах амулеты пользовались популярностью на протяжении многих веков, да и наши дни они по-прежнему широко распространены. Достаточно вспомнить такие «приносящие счастье» амулеты, как хамса (ладонь) и мезуза. Талисманы изготовляются из различных материалов и имеют разнообразную форму. Наиболее популярными являются круг, квадрат, треугольник, полумесяц, шестиконечная звезда (Звезда Давида), менора, изображения животных и хамса. Такие ритуальные объекты как мизрах – декоративная табличка, иногда с надписью «От восхода до захода солнца прославляемо имя Господне» (Теилим 1:13), которой отмечается восточная,
обращённая к Иерусалиму стена в некоторых синагогах и частных домах, или счётчик дней омера также могут выступать как амулеты, особенно если на них будут помещены цитаты из Библии, имена ангелов или изображения меноры и хамсы. Поскольку амулеты, как правило, имеют небольшие размеры, эти имена и цитаты сокращаются до начальных букв и непонятны для непосвящённых. В современном Израиле амулеты пользуются большой популярностью, особенно среди евреев – выходцев из Азии и Северной Африки.
http://www.oranim.ac.il/Site/ru/Gen...?l=5&id=305
http://www.lib.ru/ANEKDOTY/BELENKY/...stvo_eto_ya.txt
Как интересно было прочитать Твой пост!
1. неуловимо тонкие, но точные изображения предметов, которые по наивной гносеологии некоторых древних философов (между прочим, Демокрита) отделялись от сам их предметов и входили в орган зрения, чем и объяснялось чувственное восприятие;
2. вещественные предметы, вмещавшие, замещавшие, или же только изображавшие и напоминавшие богов. Почитание таких предметов назыв. идолопоклонством. Первоначально идолами в широком смысле были естественные предметы: камни, небесные светила, реки, деревья и животные, при чем божественная сила, представляемая таким предметом, не отделялась и не различалась ясно от него самого. Когда же, с развитием культа, явились искусственные (зооморфические, в особенности же антропоморфические) изображения богов (идолы в узком смысле), то связь их с божеством явилась сомнительной, и стало возникать отрицательное отношение к идолопоклонству: у евреев, у греческих философов (Элеаты) и в особенности у первоначальных христиан. Третье примирительное отношение к идолам, как к орудиям в посредствам богопочитания, является у неоплатоников, и особенно в некоторых отрывках так называемых герметических книг (см. Гермес Трисмегист);
3. в переносном смысле слово идол употребляется для обозначения относительных и ограниченных идей и принципов, которым ошибочно придается абсолютное значение;
4. с этим связан тот условный смысл, в котором термин идол употребляется Ф. Бэконом Веруламским для обозначения различного рода предрассудков и иррациональных склонностей, которые мешают истинному познанию (лат. idola tribus, idola specus, idola fori, idola theat
wiki
уперся блин рогами в одну точку в стенке и не шевельнешься в сторону.